Памятник в Оргее

Василий Лупу взошел на престол Молдавского княжества как доверенный человек Порты. Неукоснительно соблюдавший свои обязанности в качестве данника Турции, он поддерживал добрососедские отношения и с Польшей.

Годы его правления в Молдавии были отмечены усилением феодальной эксплуатации крестьян. Свод законов, известный как «Уложение Василия Лупу», еще больше закабалил крестьян, лишив их права самовольно покидать села феодалов.

Василий Лупу был сыном своего времени и слугой своего класса. Он защищал интересы молдавских феодалов и делал это с присущей ему решительностью. С не меньшей решительностью господарь изменил свой внешнеполитический курс. Разочаровавшись в позиции Порты, которая не поддерживала своего верного слугу в его борьбе с валашским господарем Матвеем Басарабом, он установил тесные дипломатические связи с русскими царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем Романовыми, участвовал в улаживании конфликта между Русским государством и Турцией из-за Азова. сообщал Москве сведения о положении в Турции. Он принял в Яссах тайного резидента Москвы, который информировал русское правительство о политике и намерениях Польши и Турции.

В годы правления Василия Лупу началась национально-освободительная борьба украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого. Многие молдавские крестьяне сражались вместе с казаками. Сам же господарь сблизился с польским королем, задумавшим создать антиосманский союз. Это сближение вызвало недовольство руководителей освободительной борьбы украинского народа. В 1650 году казацкие отряды вошли в княжество. Василий Лупу был вынужден заключить военно-политический союз с Богданом Хмельницким и скрепить его браком своей дочери Руксанды с сыном Хмельницкого — Тимофеем.

Молдавские бояре были недовольны союзом Василия Лупу с Богданом Хмельницким. Их поддержали валашский господарь Матвей Басараб и трансильванский князь Георгий Ракоцы. Весной 1653 года в ходе военных действий господарское войско потерпело поражение в Валахии. Осенью того же года посланный на помощь господарю Тимофей Хмельницкий во главе казацкого отряда погиб в бою под Сучавой. А Василий Лупу закончил свои дни в Стамбуле пленником султана.

Василий Лупу был образованным человеком. Он способствовал развитию культуры. В годы его правления создается молдавское книгопечатание — открывается первая типография. Он — основатель Славяно-греко-латинской академии. По просьбе Василия Лупу из Москвы было прислано в Молдавию несколько групп живописцев, под влиянием которых молдавская национальная живопись приобрела реалистические черты.

…В 46 километрах севернее Кишинева находится Оргеев. У въезда в город, на холме, стоит Дмитриевская церковь, сооруженная в 30-е годы XVII века,— один из немногих памятников молдавского средневекового зодчества, сохранившихся до нашего времени. Рядом с ней высится четырехметровая бронзовая фигура господаря Молдавии Василия Лупу.

Скульптура отличается пластической выразительностью. Выразительно движение рук Василия Лупу — правой, согнутой в локте, с рукописным свитком и левой, вытянутой, сжатой в кулак. Распахнутые полы одежды, обилие вертикальных складок на ней усиливают ощущение движения и придают скульптуре монументальность. В позе, в фигуре господаря выражена огромная энергия и сила воли. Автор памятника — скульптор Оскар Хан.

Под тяжелым ярмом османских завоевателей бедствиям молдавского народа не было конца. Набеги крымских татар, грабежи, притеснения, огромные суммы дани, которые ежегодно выплачивались султану, привели к обострению тяжелого положения крестьян. Оно усугублялось угнетением со стороны местных феодалов. Молдавское выражение «а прэда» («собирать налоги») стало равнозначно понятию «грабить». Один из современников, посетивших Молдавию в сопровождении турецкого чиновника, писал: «…Встречаемые деревушки полуразрушены, поля запущены, не обработаны, население везде ужасно бедно: да и как же ему быть богатым, когда оно живет в постоянном страхе не сегодня так завтра быть ограбленным. Его грабят при первой возможности турки, его грабят и собственные молдавские князья».

Османский гнет вызывал в народе чувство активного протеста, желание сбросить ярмо. Молдаване истекали кровью в тяжелой борьбе с могущественным противником. Собственными силами освободиться от турецкого ига не удавалось. Союзником в этой борьбе становится Русское государство. Именно в его сторону все чаще устремляются взоры молдаван. И по мере роста могущества Москвы их надежды крепнут.

 

Пример украинского народа, принявшего в 1654 году на Переяславской раде решение О воссоединении Украины с Россией, указал на реальную возможность избавления от турецкого ига. Молдавский господарь Георгий Стефан торжественно заявил русскому посланнику Арсению Суханову, что «…рад служить царю наипаче прежних воевод». Вслед за тем господарь послал гонцов к Богдану Хмельницкому с просьбой помочь в сближении Молдавии с Россией. Специального юнца снарядили в Москву, и он передал челобитную царю, чтобы тот «…пожаловал, презрил на него. Стефана воеводу, своею государевой милостью, принял он его под свою государев) высокую руку, так же как и гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское». Русское правительств ответило согласием. Вскоре господарь направил в Москву представительное посольство, которое начало переговоры об условиях принятия Молдавии в русское подданство. Было уже заключено соглашение, но турки низложили Георгия Стефана.

Подобные просьбы молдаван повторялись многократно. Однако московские правители прекрасно понимали, что присоединение к России единоверных Дунайских княжеств означает прежде всего войну с Османской империей. Борьба «Священной лиги», куда входили некоторые европейские государства, против Турции в конце XVII века не привела к существенному улучшению положения Молдавии.

Оргеев. Памятник господарю Молдавии Василию Лупу