Кишиневские масоны

«Возвращенный из ссылки, но не прощенный, он был в очень затруднительном положении в Москве. Снедаемый самолюбием и жаждой деятельности, он был похож на льва, сидящего в клетке и не смевшего даже рычать»,— так писал А. И. Герцен о генерал-майоре М. Ф. Орлове.

О том, какой незаурядной личностью был М. Ф. Орлов, говорят факты: участник походов русской армии против Наполеона в 1805-1807 годах, Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 годов, подписавший в 1814 году акт о капитуляции Парижа, вольнодумец, разработавший план уничтожения крепостничества и России и
введения конституционного правления, революционер, который должен был возглавить восстание декабристов.

В 1818 году М. Ф. Орлов вступил в «Союз благоденствия» — тайное общество декабристов, а через два года, будучи командиром 16-й пехотной дивизии, штаб которой находился в Кишиневе, возглавил Кишиневскую управу «Союза благоденствия». В январе 1821 года на съезде общества декабристов в Москве М. Ф. Орлов потребовал начать решительные действия против царизма. Декабристы Кишинева развернули революционную пропаганду среди солдат, готовя их к вооруженному восстанию. Для распространения революционных идей и расширения своего влияния декабристы использовали созданную в Кишиневе весной 1821 года масонскую ложу «Овидий». Формально это была полуподпольная, полулегальная организация «свободных каменщиков», желающих нравственно совершенствоваться в голубом тумане мистических ритуалов, а фактически — законспирированный под внешне безобидную форму политический клуб единомышленников. Магистром (управляющим) был русский просветитель генерал-майор П. С. Пущин. В ложу входили В. Ф. Раевский, М. Ф. Орлов, А. С. Пушкин, помещик М. Кацика, другие местные жители, а также эмигранты из Греции, Болгарии. И хотя трудно сказать, были ли все кишиневские масоны декабристами, но можно утверждать, что все кишиневские декабристы были масонами. А это означает, что ложа для них была чем-то большим, нежели игрой взрослых людей в глубокомысленную таинственность. Во всяком случае в ноябре 1821 года ложа «Овидий» была закрыта, а затем запрещены и все остальные масонские организации в России.

Кишинев. Памятник М.Ф. Орлову.

Результатом революционной пропаганды и просветительской работы декабристов среди солдат и нижних чинов армии явились волнения в 16-й дивизии. О восстаниях в двух полках, дислоцированных в Бессарабии, стало известно во всей стране. После этих событий В. Ф. Раевский был арестован и заключен в Тираспольскую крепость. П. С. Пущина, К. А. Охотникова и А. Г. Непенина уволили в отставку, М. Ф. Орлова отстранили от командования.

В декабре 1825 года М. Ф. Орлова арестовали и доставили в Зимний дворец на допрос. Просидев полгода в Петропавловской крепости, он был выслан в родовое имение под надзор полиции без права въезда в столицу. Через несколько лет М. Ф. Орлов поселился в Москве и стал заниматься научной деятельностью; пользовался авторитетом в вольнолюбивых кругах, но уже был надломлен своим положением.

Дом, принадлежавший Михалаки Кацике (ныне ул. Олега Кошевого, 2), являлся местом, где собирались кишиневские масоны. Текст на мемориальной доске подтверждает это. «В подвале этого дома в 1821 году проходили собрания масонской ложи «Овидий-25», в которой состоял А. С. Пушкин». Отсюда тянулись нити тайных связей с масонскими организациями в Одессе, Каменец-Подольском, Варшаве, других городах, здесь формировалось передовое общественное мнение. Рядом с домом установлен бронзовый бюст М. Ф. Орлова — памятник выдающемуся представителю русского освободительного движения, чья революционная деятельность была тесно связана с Кишиневом. Авторы памятника скульптор Ю. А. Канашин, архитектор Ф. П. Наумов.

Кишинев 20-х годов прошлого столетия был одним из центров революционного движения на юге России, центром подготовки греческого национально-освободительного восстания. В квартире М. Ф. Орлова собирались декабристы и местные вольнодумцы. Они вели антиправительственные разговоры, спорили на исторические, литературные и другие темы. Активным участником этих собраний был А. С. Пушкин.

 

Кишинев. Памятник А. С. Пушкину

В Бессарабии опальный поэт прожил неполных три года — с сентября 1820 по август 1823 года. Отправляя Л. С. Пушкина в ссылку, царь надеялся унизить его мелкой чиновничьей должностью, отдалить от бурной столичной житии, окунуть поэта во враждебную, незнакомую ему среду.

Поп, поначалу тяготившийся своей судьбой, скоро понял, что и здесь, на окраине Российской империи, живут и бьются пламенные сердца, стремящиеся к вольности, свету, счастью. А сколько пищи уму и сердцу дало ему знакомство с молдавским народом, ею традициями, обычаями, песнями, танцами. И вот уже бегут из-под пера строчки: «Сия пустынная страна священна для души поэта…»

Пушкино. Филиал дома-музея А.С. Пушкина

Не сломили вольнолюбивого гения русской литературы ссыльные годы в Бессарабии. Здесь получил свое рождение «Евгений Онегин», написаны «Кавказский пленник». «Кинжал», «К Овидию», «Песнь о вещем Олеге»… более ста произведений. Пребывание А. С. Пушкина в Кишиневе — это особый период в жизни и творчестве поэта, обогативший его личность, ею поэтическую натуру. Не менее важно то влияние, которое он оказал на молдавскую литературу, искусство и культуру. Жители Молдавии заботливо хранят все, что связано с именем великого поэта.