Каушаны

Путешествуя по южной части республики, вы, возможно, побываете в небольшом городе Каушаны. В стародавние времена это был центр орды малых ногаев. Здесь находилась резиденция мурзы. Вокруг его дворца и был основан этот укрепленный пункт. Время сохранило только Успенскую церковь — ярчайшее свидетельство той суровой эпохи.

Много легенд существует о ее возникновении. Одна из них рассказывает, что строили церковь втайне от татар, под видом ссыпного амбара для зерна. Но когда власти обнаружили, что мнимый амбар расписан изнутри и является на самом деле православной церковью, они подвергли «виновных» наказанию, святилище приспособили под конюшню, а над святыми, нарисованными на стенах, поглумились, обезобразив их лики. Но постигла «божья кара» святотатцев — в одну ночь их лошади задохнулись. Так это или не так, но Успенская церковь выглядит действительно необычно.

В те времена в Каушанах не разрешалось строить церкви выше построек ногайцев. Поэтому при возведении церквушки стены ее углубили в землю более чем на полтора метра. И чтобы попасть в помещение, надо было спуститься по ступенькам вниз.

 

 

Каушаны. Успенская церковь

Маленькие проемы окон делают церковь похожей на хозяйственную постройку. Однако внутри церкви впечатление неказистости исчезает. Приподнятые своды создают ощущение простора. Весь интерьер покрыт росписью, до сих пор сохранившей свежесть и сочность красок. И хотя фрески в основном трактуют традиционные библейские сюжеты, а изобразительные приемы и манера письма художников идут от известных школ византийской иконописи, росписи имеют самобытный характер. Художник перенес на фрески многие штрихи наблюдаемой им окружающей жизни, элементы бытовых зарисовок. В ряде образов явственно ощущаются конкретные люди с конкретными характерами, одеждой и прочими приметами своего времени. В этом отношении примечательны на стене притвора портреты ктиторов, на чьи средства была построена церковь.

Работы по ее реставрации, консервации живописи, археологические и искания позволяют приблизительно определить время и этапы строительства. Очевидно, что в середине XVIII века она была обновлена. Это было сделано по указанию митрополита Даниила, резиденция которого в то время находилась в Каушанах. Тогда была выполнена большая часть фресок. Однако следы более древней фресковой росписи, стиль росписей в местах подновления и многое другое позволяют отнести создание Успенской церкви не позднее чем к середине XVI века. Специалисты высказывают мнение, что трактовка многих сюжетов и само письмо близки к сербско-хорватским иконописным традициям XIV—XVI веков, некоторые композиции носят печать более ранних влиянии, идущих из Сирии. В раскопанных вокруг церкви могилах ее служителей найдены монеты, помеченные первой половиной XVI века.

В ходе реставрационных работ были прочитаны имена художников Станчула и Воюкула, приглашенных митрополитом для восстановления части фресок после пожара в церкви.

 

 

Каушанская церковь — наиболее древняя и наиболее ценная из художественных и исторических реликвий такою рода в Молдавии. На первый взгляд немая, она не молчит. Восстановленная умелыми и заботливыми руками художников-реставраторов, церковь рассказывает о той драматической и героической эпохе, современником и свидетелем которой была. В период длительного правлении турецкого ставленника Петра Хромого усиливаются волнении местного населения. На помощь ему приходят запорожские казаки. Первым выступлением молдаван и казаков был поход под предводительством Ивана Подковы в 1577 году. В середине 90-х годов гетманы Иван Слобода и Северин Наливайко во главе запорожского войска совместно с молдаванами осадили Бендеры и Килим, выбили гурок из крепости Счил (Измаил).